Время рождения протестантизма в историко-биографическом фильме «Лютер» (2003 год). Образ Мартина Лютера.

20.08.2018 09:35

31 октября 1517 года доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви 95 тезисов, в которых выступил против существовавших в то время злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. Эта дата считается в истории началом Реформации.

Мартина Лютера (1483–1546) называют инициатором Реформации. Именно так он изображён и в историко-биографическом фильме «Лютер», снятом режиссёром Эриком Тиллем по сценарию Камилля Томассона и Барта Гэвигэна (2003 год, Германия, США). При этом не учитывается, что даже самые выдающиеся люди являются лишь вершителями высшей воли, исполнителями задачи, поставленной перед ними при рождении.

В философско-эзотерическом учении Георгия Ивановича Гурджиева (1872–1949) это выражено следующим образом: «Главное заблуждение человека – это его уверенность в том, что он может что-то делать. Все люди думают, что они могут что-то делать, все люди хотят что-то делать; и первый вопрос, который задают люди, – это вопрос о том, что им делать.

Но в действительности никто ничего не делает, и никто ничего не может делать. Это первое, что нужно понять.

Всё случается. Всё, что происходит с человеком, всё, что сделано им, всё, что исходит от него, – всё это случается.

И случается точно так же, как выпадает дождь после изменений в верхних слоях атмосферы или в окружающих облаках, как тает снег, когда на него падают лучи солнца, как вздымается ветром пыль.

Все дела, поступки, слова, мысли, чувства, убеждения, мнения и привычки людей суть результаты внешних влияний, внешних впечатлений. Из себя самого человек не в состоянии произвести ни одной мысли, ни одного действия. Всё, что он говорит, делает, думает, чувствует, – всё это случается. Человек не может что-то открыть, что-то придумать. Всё это случается.

Установить этот факт для себя, понять его, быть убеждённым в его истинности – значит избавиться от тысячи иллюзий о человеке, о том, что он, якобы творческий субъект, сознательно организует собственную жизнь и так далее. Ничего подобного нет.

Всё случается: народные движения, войны и революции, смены правительств – всё это случается. И случается точно так же, как случается в жизни индивидов, когда человек рождается, живёт, умирает, строит дома, пишет книги – не так, как он хочет, а так, как случается. Всё случается. Человек не любит, не желает, не ненавидит – всё это случается».

В анализируемом фильме события разворачиваются исключительно в богословской среде, сам главный персонаж постоянно размышляет о Боге, апеллирует к нему, цитирует Библию, спорит с воображаемым оппонентом, который его искушает, – Дьяволом, но при всём этом присутствия Провидения, некой Высшей Силы, руководящей социумом и отдельными личностями, не ощущается в полной мере. Все начинания и поступки Лютера подаются преимущественно как его личные инициативы.

Правда, фильм начинается с любопытного эпизода: Мартин Лютер даёт обет стать монахом, попав в сильную грозу, которую воспринял для себя как Божий гнев за свою греховность.

Да и в дальнейшем, борясь с отклонениями от истинного учения Христа и со всерастлевающим грехом, Лютер стремится поступать и действовать только по предписаниям Библии.

Основной его аргумент в богословских диспутах тот, что многие служители культа с молчаливого одобрения Рима нарушают истинные постулаты и каноны христианства.

По всей видимости, реальный Мартин Лютер всё же явственно ощущал присутствие Внешней Силы, которая вела его по жизни и диктовала непреклонность даже в критических ситуациях, связанных с личной безопасностью и прямой угрозой для жизни. Лютер пренебрегал инстинктом самосохранения, и в фильме эта сторона его жизнедеятельности показана хорошо.

Биографическая сторона фильма ограничена периодом с 1505 по 1530 год. Основное внимание сценаристов и режиссёра сосредоточено на личности основоположника лютеранства, с которым связано возникновение понятия «протестантизм», поскольку именно лютеран стали называть протестантами. Между тем суть протеста не ограничивалась только внутрицерковными спорами.

В XVI веке Европе быстрыми темпами шло развитие капитализма, а протестантизм как раз и явился идеологической основой новых социально-экономических отношений, в становлении которых, как и в самом протестантизме, были заинтересованы люди нового склада – буржуа, выразители совершенно иных жизненных ценностей и приоритетов, чем те, которыми руководствовались представители старых феодальных родов и династий.

В фильме «Лютер» этот аспект протестантизма вообще никак не освещён. Его авторы ограничились только изображением стихийных или организованных реформаторами-радикалами крестьянских бунтов, направленных против церковного гнёта. Причём крестьян интересовала не идеология как таковая, а насущные хозяйственно-экономические вопросы – налоги, денежные выплаты, поборы. Заметим, что сам Лютер не поддерживал радикального проявления протестантизма.

В целом, фильм «Лютер» интересен как масштабное историко-биографическое повествование и будет полезен тем, кто изучает историю Европы и христианской церкви или просто интересуется событиями XVI века, когда происходило рождение того западноевропейского социума, который с того времени является ведущей этносоциальной силой всего человечества.

© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.