Военно-историческая драма "Тайна Вестерплатте" (2013 год). Обзор.

26.07.2018 11:51

Вестерплатте – это полуостров на польском побережье Балтийского моря в районе города Гданьск. Накануне 1 сентября 1939 года, когда Германия напала на Польшу и началась Вторая мировая война, здесь находился польский военно-транзитный склад с относительно небольшим гарнизоном, насчитывавшим 180 солдат.

Именно этот гарнизон на протяжении почти недели, с 1 по 7 сентября 1939 года, героически сражался с преобладающими силами немцев и удерживал оборону ценой потери половины своего личного состава.

Для Польши оборона Вестерплатте является героической страницей истории, примером мужества и отваги польской армии.

Когда силы Вермахта победно шагали по территории Польши, захватывая один город за другим, гарнизон Вестерплатте, отрезанный от остальной страны, продолжал держать оборону. Радио Варшавы использовало этот факт как пример, призванный воодушевить поляков на отпор врагу.

Польско-литовский фильм, снятый режиссёром и сценаристом Павлом Хохлевым, воспроизводит события на Вестерплатте в деталях и подробностях каждого дня обороны, с 1 по 7 сентября 1939 года, придерживаясь официальной версии и с добавлением тех фактов, которые и позволили дать фильму такое название – «Тайна Вестерплатте», акцентировав внимание на слове тайна.

Собственно тайна заключалась в том, что польский гарнизон под командованием майора Хенрика Сухарского (актёр Михал Жебровский) решением польского командования фактически был отдан на заклание без всякой надежды на помощь и поддержку с одной лишь целью – продемонстрировать всему миру героическое сопротивление Польши.

Фильм и начинается с прибытия в гарнизон полковника Винсента Собочиньского, который отдал соответствующий приказ майору Сухарскому. В приказе говорилось о первых 12 часах, в течение которых польские солдаты должны были сражаться, после чего командир гарнизона волен был поступать по своему усмотрению.

Никто в гарнизоне сути приказа не знал, и все сражались из последних сил не только назначенные 12 часов, но и целых шесть дней, и готовы были стоять насмерть, тем более что среди офицеров гарнизона был капитан Франтишек Домбровский (актёр Роберт Жолендзевский), весьма пассионарная и героическая личность, служившая примером всем польским солдатам, как надо противостоять врагу. С определённого момента именно капитан Домбровский взял командование гарнизоном на себя.

На образе этого офицера показано господствовавшее среди патриотически настроенных польских военных убеждение в том, что польская армия способна не только дать отпор врагу, но и гнать немцев до Берлина. Как это напоминает аналогичные настроения в Красной Армии накануне Великой Отечественной войны!..

Фильм снят прекрасно и представляет собой историческую и психологическую драму, при этом психологизм сюжета является главным и в идейном плане превалирует над широко представленными батальными сценами, что, несомненно, усиливает качество кино.

Основной вопрос, который задаёт сражающийся гарнизон и каждый боец в отдельности, – что делать и как быть? Здесь альтернатива такова: биться до последнего или капитулировать. Вся коллизия фильма базируется на этой дилемме и её разрешении.

И авторам киносюжета удалось выразить психологию человека на войне, осознающего тяжесть положения, но не теряющего надежду на спасение и поэтому сражающегося, не в целом, в общей массе, а на многих конкретных образах.

Невольно возникает ассоциация между обороной Вестерплатте и Брестской крепости, хотя различия в обстоятельствах и деталях происходившего, конечно же, есть. Но впечатляет, конечно же, общее – символика обороны, пример мужества и самоотдачи, жертвенности ради идеи и Родины.

Примечательна в этом плане одна из завершающих сцен фильма: польские солдаты поют гимн Польши, а капитан Домбровский указывает на польского орла, герб страны, изображённый на уцелевшей стене центрального здания гарнизона и говорит: «Орёл выжил, значит, и Польша не погибла».

В целом, фильм «Тайна Вестерплатте» является достойным образцом военно-героического кино.

© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.