Культ птиц и птичья цивилизация в истории Земли

21.06.2018 15:14

Приведём ряд фактов, свидетельствующих не просто о культе птиц, но и о значимости «птичьей цивилизации» в истории Земли.

В представлениях древних шумеров души умерших, находящиеся в царстве богов, одеты в птичьи перья.

Исследователи культуры Древнего Египта обращают внимание на обилие изображений птиц, символизировавших богов. В частности, воплощением великого древнеегипетского бога Тота Гермеса, сына Солнца (в понимании египтян), давшего миру знания и письменность, легендарного открывателя всех наук, изобретателя алхимии, была птица ибис.

Слово ибис означает «птица южных стран отряда голенастых с оголёнными местами на голове и горле». В Древнем Египте обитал вид ибиса, считавшийся священным. Заметим также, что бог Тот Гермес преемственно связан с ещё более древними, доегипетскими культурами и культами.

Душу бога Озириса воплощает птица Бенну (Бен-Бен), нередко отождествляемая с фениксом.  Наименование этой птицы означает «сияющая».

По легенде, птица Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии, Бенну вырвалась из сердца бога Осириса.

Эта птица изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Известны также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.

Птица Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Она являлась также символом солнечного начала.

Согласно индуистской традиции, птицы символизируют высшие ступени всего сущего. Известна тибетская легенда о Будде, беседующем с птицами.

В мифологии Южной Африки известна птица-молния. Среди африканских племён, как и у австралийских аборигенов, в прошлом были очень распространены «птичьи» тотемы, которые связывались с верой в воплощение божеств в тех или иных птицах.

В Полинезии (группа островов Океании в центральной части Тихого океана) известен миф о божестве, которое в виде птицы спустилось с неба в воду и отложило яйцо, давшее начало Гавайским островам.

У маори, коренного населения Новой Зеландии, божество принимало облик птицы-человека – всевидящего и всемудрого носителя особой силы. В Меланезии, представляющей собой совокупность островных групп в Тихом океане к северо-востоку от Австралии, считалось, что птицы переносят послания между Землёй и Небесами.

Индейцы-ацтеки вели происхождение бога солнца и бога войны Уицилопочтли (иначе – Вицлипуцли) от птички колибри. Само именование этого божества означает «колибри юга». Бог Уицилопочтли изображался как человек с зелёным оперением на голове.

Бог Кецалькоатль, один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки, сочетал в себе черты змея и птицы, а его имя в переводе с индейских наречий означало «пернатый Змей». 

У древних кельтов многие птицы выступали вестниками божества. В германской культурной традиции встречаются примеры солнечной птицы.

Некоторые сыновья бога обских угров (хантов и манси) Нуми-Торума (его имя означает «верхний бог») имели облик птиц, в частности, лебедя, гуся и ястреба. В представлениях обских угров, у человека несколько душ: одна из них («душа, уходящая вниз по реке») может принимать вид трясогузки, синицы, сороки, ласточки и прочих птиц; другая («сонная» душа, приходящая к человеку только во сне) предстаёт в виде «птицы сна» – глухарки, изображение которой помещается на детских колыбельках.

Почитание священных птиц было широко распространено в древнем Китае. Такие птицы, как журавль, павлин и петух символизировали солнце. Слово, обозначавшее птицу, одновременно служило наименованием пениса. Соответственно этому, птица была мужским символом Ян.

В китайской философии рассматриваются  два начала – Ян и Инь. Первое – духовное, активное, светлое, мужское; второе – вещественное, пассивное, тёмное, женское.

Бог Шан-ди в древнекитайской мифологии (имя этого божества означает «верховный владыка», «высший предок»), находясь в облике божественной птицы (ласточки), чудесным образом зачал сына, ставшего родоначальником иньцев.

Согласно другой версии, Цзянь-ди, мать первопредка иньской цивилизации городского типа, появившейся в бассейне реки Хуанхэ в середине II тысячелетия до новой эры, проглатывает два яйца, снесённые ласточкой, и рождает основателя иньцев Ци.

В синтоизме, традиционной религии Японии (слово синтоизм означает «путь богов»), птицы воплощают созидательный принцип.

В некоторых местах Ветхого Завета о Боге говорится, как о птице или крылатом существе: «Как птицы – птенцов, так Господь Саваоф покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет» (Исайя 31:5); «Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня» (Псалом 16:8). Святой Матфей писал своё Евангелие под диктовку голубя – Святого Духа (https://wiki.simbolarium.ru/index.php/Птицы).

Значимым в разных этнических культурах было также птичье перо, которое символизировало лёгкость, простор, высоту, небо, душу. Перо выражало также истину, которая всегда выше людей и человеческого сознания и парит в небесах, сопредельных с другими областями Вселенной.

Ношение перьев в волосах и оперённые причёски означали принятие птичьих способностей и сверхъестественной природной силы.  Это позволяет носителю соприкоснуться со знанием птиц («маленькая птичка мне сказала»), с их трансцендентным и инстинктивным знанием и магической силой.

Перья орла среди племён американских индейцев олицетворяли Птицу Грома, Великий Дух, или дух Вселенной, а также лучи света в связи с образом оперённого солнца.

В культуре тольтеков (индейский народ юто-ацтекской языковой семьи), живших в Месоамерике (историко-культурный регион, простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа), оперённые палочки были атрибутами молитвы и созерцания.

У древних кельтов украшенные перьями накидки, которые носили священнослужители, обозначали путь в другой мир.

Сказочные феи также носят платья, украшенные перьями. Оперённые шаманские одежды, как утверждают сами шаманы, позволяют им летать в другие миры и предпринимать путешествия для обретения знаний.

Самая знаменитая из северных богинь у европейских народов Фрея обладала магической накидкой из перьев, которая позволяла ей летать по воздуху.

У древних египтян перо указывало на верховную власть и символизировало истину, полёт, невесомость, сухость, высоту. Страусовое перо украшало голову древнеегипетской богини Маат, персонифицировавшей истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественные установления и этические нормы. Богиня Маат иногда изображалась крылатой или только посредством своего основного атрибута – пера.

К древнеегипетским божествам, чьими атрибутами являлись птичьи перья, относились также боги солнца Амон и Ра (в том числе и в синкретическом образе Амона-Ра); бог возрождения Озирис, бог неба и света Гор; бог воздуха Шу; богиня неба, любви, женственности и красоты Хатхор; бог растительности Нефертум. В Аменти, подземном мире древних египтян, бог Озирис взвешивал душу, бросая на другую чашу весов перья истины.

У христиан перо означает созерцание и веру. В даосизме, китайском традиционном учении, включающем элементы религии и философии, перо является атрибутом священника, или «оперённого» мудреца, сообщающегося  с иными мирами.

Всё рассказанное выше имеет непосредственное отношение к теме «сензарский язык», поскольку сам этот язык в своих истоках действительно мог быть связан с космической «цивилизацией птиц».

Фрагмент из книги: © Рогалев, А. Ф. Древнейший язык Земли / А. Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2013. – С 32–35. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.