Комментарий к норвежскому историческому триллеру «Flukt» («Пленница. Побег», 2012 год)

30.08.2018 11:13

Оригинальное название этого фильма – «Flukt», что по-норвежски означает «побег». В русскоязычной адаптации к этому заголовку добавили пояснение. Но в любом случае оба варианта заглавия не обозначают и тем более не исчерпывают всей сути показанного.

По ходу развития сюжета взятая в плен девушка по имени Сигне действительно совершает побег и пытается спастись от погони и неминуемой расправы.

Но главное всё же не в перипетиях побега, которые сродни жанру остросюжетного триллера, а в изображаемой эпохе. Ведь фильм «Flukt» прежде всего исторический, а потом уже приключенческий боевик и триллер.

... 1363 год в Норвегии был годом медленного возрождения страны от повальной эпидемии бубонной чумы. Выживших было немного. И те, кто остался в живых, делились на две группы. Одни перемещались по стране в поисках подходящего места для жилья и пропитания. Другие рыскали по дорогам, чтобы нападать на слабейших, грабить и насиловать.

Подлинные причины пандемий «чёрной смерти», которых было несколько в прошедшие века, не известны и в наши дни. Что уже говорить о людях XIV века!.. Виновных обычно искали среди тех, кто был рядом.

В одном из норвежских селений таковой посчитали некую молодую женщину Дагмар, у которой была малолетняя дочка. К тому же Дагмар ждала ещё одного ребёнка. Так вот, эту бедную Дагмар её соседи по какой-то причине не любили, видимо, считали ведьмой, и объявили виновницей повального мора. Расправа была неминуемой и весьма жестокой.

По традиции, которая известна в разных странах, подозреваемых в колдовстве связывали и бросали в воду. Если человек не тонул, то был не виновен в общей беде. Если же тонул, то...

В данном случае в реку бросили сначала малую дочь Дагмар, а потом её саму. Дочь утонула, а Дагмар пропала. По крайней мере, её тела не нашли.

Авторы киносюжета (режиссёр Роар Утхауг и сценарист Томас Молдстад) не развивают этой сцены жестокой проверки на виновность, только показывают её, да и то в рассказе одного из персонажей.

Между тем исчезновение Дагмар значимо. Её вела по жизни некая Сила, в дальнейшем склонившая женщину к тому ремеслу, которым она стала заниматься, собрав банду из нескольких мужчин-головорезов.

Эта банда и нападает в начале рассказа на переезжающую по опустевшей земле Норвегии крестьянскую семью, состоявшую из отца, матери и двух детей – девушки Сигне и её младшего брата.

Вначале удивляет, что Дагмар и её подчинённые не столько грабят, сколько просто убивают путников. Но затем всё становится понятным: Дагмар действует по воле злого рока и мстит всем, кто бы ни попался ей на пути, за смерть своей дочки и за былую расправу над ней самой.

Дагмар олицетворяет в фильме демона смерти и воспринимается как жестокая ведьма-убийца, не расположенная ни к жалости, ни к состраданию.

Впрочем, девушку Сигне Дагмар пощадила, но только потому, что задумала использовать её то ли как старшую сестру для своей приёмной дочки Фригг, которую ещё совсем младенцем подобрала в период господства чумы в одном из селений среди сплошных трупов взрослых, то ли как потенциальную мать для рождения младшей сестры для Фригг.

Всё, что происходит потом, составляет основную приключенческую часть фильма, которая должна понравиться всем любителям острых впечатлений.

Исторический же компонент сюжета представлен также в сугубо формальном плане – в костюмах персонажей и прочей атрибутике, воссоздающей колорит норвежской старины.

Всё это дополняется картинами суровой природы северной страны, соответствующими такой же суровой действительности, где нет места для сантиментов и где выживает только тот, кто окажется сильнее и сообразительнее остальных. Такова историческая реальность, убедительно воспроизведённая в фильме «Flukt».

© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.