Комментарий к историко-биографическому фильму «Освободитель» (2013 год)

20.08.2018 01:06

Венесуэльско-испанский историко-биографический фильм «Освободитель» («Libertador», 2013 год) режиссёра Альберто Арвело посвящён жизнедеятельности Симона Боливара (1783–1830), национального героя Венесуэлы, руководителя войны за независимость испанских колоний в Америке.

Заглавие фильма отображает факт провозглашения Симона Боливара Национальным конгрессом Венесуэлы в 1813 году Освободителем.

Авторы фильма, по-видимому, не ставили перед собой задачу показать весь жизненный путь Симона Боливара в деталях и подробностях. Основное внимание уделено его деятельности в качестве руководителя восстания.

Чтобы воспринимать этот фильм с полным пониманием, надо знать историю освободительной войны, о которой идёт речь. В противном случае зрителю остаётся только познакомиться с личностью Освободителя, которая подана в фильме, к сожалению, в большей мере статично, чем в развитии.

Между тем из исторических источников известно, что Симон Боливар был противоречивым человеком и наряду с геройскими действиями мог совершать далеко не соответствующие идеальной личности поступки.

Никак не мотивировано, почему богатый помещик, выходец из знатной семьи, сын баска по этнической принадлежности, вдруг загорелся желанием бороться за независимость. Роль просветителя Симона Родригеса в воспитании и становлении мировоззрения Симона Боливара в фильме «Освободитель» лишь констатируется, но не объясняется.

Может быть, создателям фильма следовало бы отойти от трафаретного подхода к изображению исторической фигуры и порассуждать о личном призвании, предназначении свыше и остановиться на каких-либо ключевых эпизодах из детства и ранней юности будущего Освободителя. Фильм смотрелся бы с большим интересом и не напоминал бы историческую документалистику, в которой всегда больше констатаций, чем оригинальных и нешаблонных находок, и почти нет умелого вымысла, лиризма, драматизма или трагедийности.

Впрочем, попытка такого подхода к изображению Симона Боливара в фильме всё же есть. Она связана с его женой, которую будущий генерал привёз из Испании и которая вдруг зачахла на южноамериканской природе и умерла. После этого Боливар полностью отдаётся идее восстания.

При просмотре фильма возникает мысль о том, что сам сюжет является лишь обзором жизни Симона Боливара и связанных с ним ключевых событий в Южной Америке в первые десятилетия XIX века.

Здесь вообще мало объяснений и художественной аналитики, поэтому фильм и теряет в познавательности и увлекает лишь незначительно. Хорошо ещё, что зрелищность сюжета поддерживается колоритными южноамериканскими пейзажами и массовыми сценами.

Конечно, фильм на масштабную тему снимать непросто. Но в таких случаях лучше останавливаться на чём-то одном, не претендуя на всеобъемлющий показ происходившего, в котором переплетены личная судьба героя и движение больших масс народа. Масштабность лучше подходит для сериалов, чем для обычного художественного фильма продолжительностью около двух часов.

Образ Симона Боливара вполне убедительно воссоздал актёр Эдгар Рамирес, хотя он внешне и не похож на своего прототипа. Актёру удалось выразить, пожалуй, главную черту Освободителя, которая называется одержимостью идеей. Это как раз то, что и ведёт человека по жизни, заставляя преодолевать препятствия и совершать, казалось бы, не логичные и даже не мотивированные при взгляде со стороны действия. Это в анализируемом фильме присутствует.

Источник: © А. Ф. РогалевЛитература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2017. Ссылка на авторский материал обязательна.