Комментарий к исторической драме «Кровавый алмаз» (2006 год)

02.10.2018 06:19

Темой приключенческого фильма Эдварда Цвика «Кровавый алмаз» является война и нажива. Социальный контраст, положенный в основу сюжета, впечатляет. Для одних война – это разруха, горе, смерть, насилие, лишения, потеря близких и родных людей. Для других – поле для обогащения и просто  работа.

Кровавые алмазы африканского государства Сьерра-Леоне вписаны в историю конца XX века. В этой стране на западе Африки на протяжении 11 лет (1991–2002 годы) продолжалась гражданская война. Те, кто называл себя приверженцами Объединённого революционного фронта, выступившего сначала против коррупции, за демократизацию жизни и за настоящее освобождение Африки от колониального наследства, на деле быстро превратились в насильников и грабителей.

Это наглядно представлено в фильме Эдварда Цвика. Здесь намекается и на то, кто же манипулировал этим «революционным фронтом», добывавшим оружие за счёт контрабанды алмазов, на добычу которых насильно рекрутировалось местное мужское население. Заметим, что гражданская война шла не только в Сьерра-Леоне, но и в соседней Либерии, и в этой войне так или иначе участвовали и другие африканские государства, в частности, Нигерия.

Правда, истинный размах гражданской войны в фильме не показан. Весь фокус изображения направлен на «алмазную» тему, а для её раскрытия выбран традиционный приём – вписывание судеб конкретных людей в общую канву событий.

В центре повествования – драматические приключения двух ключевых фигур сюжета, местного жителя Соломона Ванди (актёр Джимон Хонсу), теряющего и находящего свою семью в кровавых перипетиях войны, и бывшего военнослужащего армии Южно-Африканской Республики, а ныне контрабандиста алмазов и оружия Дэнни Арчера (актёр Леонардо Ди Каприо).

Их свёл большой розовый алмаз, который был найден Соломоном во время его принудительной работы на «алмазных» реках и припрятан в надежде когда-то использовать находку для поиска и освобождения из возможного плена своей жены и детей. Соломон совершенно не был искушён в хитростях сбыта алмазов, поэтому ему волей-неволей пришлось положиться на обещание Дэнни Арчера помочь, конечно, совсем не бескорыстно.  

Впрочем, Дэнни был единственным, чья помощь Соломону являлась могла быть действительной. Все остальные представляли собой разные вариации жестоких головорезов и бандитов – белых и чернокожих, от которых Соломона не раз спасал не кто иной, как Дэнни Арчер.

Этот образ подан в развитии. В начале и в конце фильма мы видим совершенно разного Арчера, трансформировавшегося под влиянием как Соломона Ванди, так и ещё одной фигуры сюжета – американской журналистки Мэдди Боуэн, находящейся в эпицентре гражданского вооружённого противостояния ради одной цели – сбора улик против лиц, связанных с нелегальной переправкой добытых алмазов из Африки в Европу и США. Заметим, что именно Дэнни Арчер обладал всей полнотой информации об этих контрабандных схемах.

К теме войны и наживы лёгкими красками была добавлена тема возникающей и растущей взаимной симпатии между Мэдди и Дэнни. К тому же Мэдди существенно помогла и Соломону Ванди. Всё это сблизило этих трёх человек и явилось определяющим фактором в изменении отношения Дэнни к тому промыслу, которым он занимался.

Герою Леонардо Ди Каприо суждено было стать жертвенной фигурой ради успешного завершения двух дел: Соломон отыскал свою семью, а Мэдди Боуэн подготовила разоблачительную публикацию о преступной контрабандной торговле алмазами, добытыми на крови африканцев.

Фильм «Кровавый алмаз», таким образом, имеет по-настоящему документальную основу, на которой умелым сценарием и качественной режиссёрской работой взращён захватывающий художественный сюжет разоблачительного плана с элементами военной драмы и психологического кино.

Нельзя не сказать и ещё об одной проблеме, которую авторы фильма ввели в своё повествование, – дети и оружие.

В той же Сьерра-Леоне немалая часть «революционных отрядов» состояла из подростков, насильно уведённых из семей и фактически зомбированных в тренировочных лагерях, так что они оказывались нацеленными на неимоверную жестокость и убийство без разбора.  

Фильм как раз и заканчивается напоминанием, что тема алмазов получила благоприятное развитие, но вот в Африке в целом в различных повстанческих отрядах остаются тысячи вооружённых детей.

© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.