Комментарий к исторической драме «Ещё одна из рода Болейн» (2008 год)

23.09.2018 08:39

Англо-американский фильм режиссёра Джастина Чадвика «The other Boleyn girl» можно определить как историческую драму с психологическим подтекстом.

История здесь – самая что ни на есть впечатляющая: период правления в Англии короля Генриха VIII (1491–1547) из династии Тюдоров, при котором произошёл отход Англии от католического Рима и вступила в силу Английская Реформация, что сделало Англию протестантской страной.

Психологический подтекст фильма тесно увязан с историческими событиями, развивавшимися как будто по прихоти любвеобильного короля, известного тем, что он менял королев-жён, которых у него в жизни было шесть.

Впрочем, психологизм сюжета сконцентрирован в большей мере не на фигуре Генриха VIII, а на тех женщинах, с которыми он вступал в связь и которые фактически боролись за себя и своё место у трона и в постели монарха.

В основу сюжета был взят исторический роман британской писательницы Филиппы Грегори «The other Boleyn girl» (2001 год), название которого переводят также как «Другая Болейн».

Фамилия Болейн принадлежала семье магната и английского придворного деятеля Томаса Болейна, который вместе со своим братом, руководствуясь мотивами прямой выгоды и желанием связать свой род с правящей королевской династией, стремился продать королю свою старшую дочь Анну с тем, чтобы она, став любовницей, родила Генриху долгожданного сына, потенциального наследника престола.

У короля в то время была законная жена Екатерина Арагонская. Но от брака с ней у короля в живых оставалась девочка Мария, а мальчика не было. Королева Екатерина олицетворяла связь Англии с католической Испанией и всесильным Римом, поэтому разрыв с нею означал отлучение Генриха от церкви и решительный поворот в сторону протестантизма.

В романе Филиппы Грегори и в фильме Джастина Чадвика ключевые повороты английской истории тесно увязаны и переплетены с драматическими судьбами конкретных людей.  

На примере романа и фильма «The other Boleyn girl» в который раз убеждаешься в предначертанности жизненного пути человека, вся воля и желание которого реализуются в рамках заданной программы и не могут выйти за пределы загодя написанного сюжета.

Остаётся лишь сыграть назначенную роль как можно лучше, чтобы не возвращаться к ней вновь, а для персон из высшего круга это означает возможность оставить после себя рельефный след в истории страны и народа.

Именно такая роль была назначена Анне Болейн, ставшей в итоге матерью будущей английской королевы Елизаветы I (1533–1603), последней из династии Тюдоров, время правления которой часто называют «золотым веком Англии».

Так что фильм «The other Boleyn girl» является своего рода тематическим прологом к замечательной исторической дилогии Шекхара Капура «Елизавета» (1998 год) и «Золотой век» (2007 год). Тематическим в том плане, что в нём показаны поистине драматические обстоятельства появления на свет будущей королевы Елизаветы I.

Три главные роли в фильме «The other Boleyn girl» сыграли Эрик Бана (король Генрих VIII), Натали Портман (Анна Болейн) и Скарлетт Йоханссон (Мэри Болейн).

В исполнении этих актёров, мастерски первоплотившихся в своих персонажей, фильм получил необыкновенную по силе воздействия эмоциональную окраску, что существенно значимо ввиду пересечения в сюжете двух основных коллизий – подлинной любви (король Генрих – Мэри Болейн) и завистливого желания заполучить требуемое любой ценой (Анна Болейн).

Анна Болейн изображена так, что возникает подозрение (у короля Генриха в итоге также!) в её ведьминской природе и полном настрое сознания на прямую цель – завладеть королём любыми средствами.

В отличие от Анны, её младшая сестра Мэри играет жертвенную роль, являя собой пример женщины, дарующе й королю искреннюю и нежную любовь, без всякого притворства, чар, лести и без малейших эгоистических устремлений.

В отношениях Генриха VIII с этими двумя женщинами, что и составляет основное содержание исторической драмы, наиболее ярко проявляется то, о чём мы сказали выше, – стороннее управление сознанием и волей человека, действующего вопреки, казалось бы, здравому чувству и смыслу и осуществляющего поворот к тем поступкам, которые завершаются не просто драматически, но и трагически, тем более что это касается не только личной судьбы конкретных людей, но и судеб всей страны и её народа.

Таким образом, основной идеей фильма и, соответственно, книги «The other Boleyn girl» является такая: неумолимость судеб, разыгрываемых в остросюжетных вариантах жизненной программы высоких лиц. И эта идея имеет обобщающий смысл, а в данном случае представлена одним из самых ярких примеров, как в канве истории, замысленной в неких высоких инстанциях, искусно и увлекательно для стороннего наблюдателя (читателя и зрителя) переплетаются любовь, интриги, корысть, амбиции и власть.

Можно рассуждать о степени фактологической достоверности сюжета тому, что и как было на самом деле. Но ведь роман и фильм – не исторические трактаты, где сухие факты должны быть превыше всего. Кроме того, история – это не то, что было, ибо это достоверно не известно, а то, что нам рассказывают.

© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.