Истоки города Помпеи (Помпей) и его названия. Природа катастроф.

09.10.2018 21:36

Название Помпеи (Помпей) относится к небольшому итальянскому городку, находящемуся в регионе Кампания, в провинции Неаполь. Этот населённый пункт заимствовал название от древнеримского города Помпеи, который был уничтожен в результате извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года.

Древние Помпеи находились недалеко от современного города Помпеи и были основаны осками в VI веке до новой эры.

Оски – древнеиталийский народ, по языку родственный латинам. Италийские языки считаются отдельной группой мёртвых языков индоевропейской языковой семьи. С другой стороны, оски рассматриваются как этнические родственники лигуров (лигурийцев), чьё происхождение дискуссионно. Не исключена их иберийская основа.

Исходя из оснований города Помпеи осками, можно считать, что именно они и дали название городу. В оскском языке предположительно существовало слово pumpe в значении «пять». Историки думают, что Помпеи как город сформировался в результате слияния первоначальных пяти малых поселений осков. Но это только версия, не имеющая достоверных подтверждений.

С другой стороны, корневая основа Помп- в топониме Помпеи соответствует корню итальянского слова pompa – «пышность», «великолепие», «роскошь». Древние Помпеи славились своими храмами и святилищами. Поэтому не исключено, что первоначально название Помпеи относилось как раз к культовым местам и лишь вторично – к возникшему вокруг них городу.

Существует предание об основании городов Помпеи и Геркуланума (соседний город, также уничтоженный во время катастрофы 24 августа 79 года) мифическим героем Гераклом, который после победы над великаном Герионом торжественно въехал в эти два города и прошествовал по ним.

Из книги: ©  А. Ф. Рогалев. Общая топонимика. Географические названия на разных континентах. – Гомель: Гомельский государственный унивеситет имени Франциска Скорины, 2009. Авторское право. Переносы на другие сайты строго со ссылкой и сохранением авторства.

 

Образ грозной и беспощадной силы, правящей миром в историческом фильме «Помпеи» (2014 год)

 

Стенания женщин, вопли детей, крики мужчин, мольбы о помощи или отчаянное желание смерти, спасительная надежда и полная безысходность – всё это ярко показано в масштабном и зрелищном историческом фильме-катастрофе Пола У. С. Андерсона «Помпеи», вышедшем на экраны в 2014 году.

Основная тема киносюжета – гибель древнеримского города Помпеи от извержения вулкана Везувий 24 августа 79 года. Этот город находился недалеко от современного итальянского Неаполя. Поблизости, в провинции Неаполь, расположен новый город с тем же названием – Помпеи.

В историческую канву фильма вплетён вымышленный рассказ о кельте Майло, который в детстве был захвачен римлянами при расправе над восставшими британскими кельтами-кочевниками и продан в рабство владельцу амфитеатра в Лондиниуме (современный Лондон).

Через 17 лет после этого события, являющегося зачином к фильму, Майло как искусный гладиатор переправляется в Помпеи к новому владельцу рабов, где должен участвовать в гладиаторских боях.

Естественно, что авторы фильма придумали и мелодраматическое сопровождение: на Майло обращает внимание дочь богатых граждан города Помпеи – Кассия, которая как раз возвратилась из Рима.

Для придания большего драматизма сюжету в действие включается римский сенатор Корвус – как раз тот, кто 17 лет назад руководил расправой над кельтами и убил отца и мать Майло. Сейчас же этот Корвус, столкнувшийся лицом к лицу с рабом-гладиатором Майло, не прочь заполучить Кассию в жёны, причём он намерен добиться этого любой ценой.

Нужно сказать, что представленные в фильме личные драмы, несмотря на их классическую стандартность, удачно сочетаются с мастерским изображением природного катаклизма, дополняют друг друга и усиливаются добротной игрой актёров (Кит Харингтон, Эмили Браунинг, Кифер Сазерленд и другие). В итоге на зрителя оказывается достаточно сильное эмоциональное воздействие, и он, зритель, вслед за героями киносюжета невольно задаётся вопросом: как же боги допускают такое?

Этот вопрос является главным для создателей впечатляющего своей исторической достоверностью кино. И ответ на него является основной идеей фильма. Но режиссёр и сценаристы ограничиваются только слоганом «Некоторые истории пишутся кровью», предоставляя зрителям самим ответить за закономерный встречный вопрос «Но почему же всё обстоит именно так?»

Впрочем, отвечать совсем не обязательно, тем более что сам вопрос уводит за пределы сюжета фильма и связан с закономерностями и сутью того мира, историческая канва которого действительно отмечена людскими страданиями, личными, коллективными и даже всенародными трагедиями. Да и не нужно заглядывать далеко в историю, покрытую пеплом Везувия, поскольку мы и сейчас являемся очевидцами или участниками всечеловеческого трагического спектакля, в котором люди, увы, играют назначенные им роли, а выйти из действия не могут, ибо неизбежно будут возвращены в него на ещё менее комфортных условиях.

Бог или боги, как бы их ни представляли и ни называли в истории, всегда требуют и устраивают то, что им угодно. Это и есть главная причина происходящего. Все остальные объяснения касаются только следствий.

Когда извергался Везувий и весь город Помпеи в едином крике ужаса погрузился во тьму, произошло массовое жертвоприношение богам, вдоволь насытившимся энергией непомерного страха, боли и страдания.

Такое «кушанье» предпочитают тёмные боги. Но кто станет утверждать, что человеческий мир светлый? Конечно, во тьме тоже есть свои красоты. И кто-то склонен усматривать в них светлые оттенки. Но суть от этого остаётся неизменной. Фильм «Помпеи», на наш взгляд, является одним из убедительных тому доказательств.

Но это выражено в подтексте этого грандиозного по замыслу и воплощению фильма. Поэтому массовому зрителю лучше видно то, что находится на поверхности сюжета: исторические краски, впечатляющие декорации, костюмы, господствующие нравы древнеримского времени, социальная иерархия, сам грозный Везувий – истинное олицетворение правящей миром грозной и беспощадной силы, наконец, добро и зло, преданность и предательство, искренность и лицемерие, представленные в образах этого фильма весьма колоритно.

© А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна. Пиратское использование противоречит законодательству.