Фильм «Заговор против короны» (2004 год): интерпретация событий из истории Шотландии и Англии второй половины XVI – начала XVII века

07.08.2018 10:34

Оценивая фильм режиссёра Гиллиса МакКиннона «Заговор против короны», состоящий из двух самостоятельных, хотя тематически и связанных между собой сюжетов, нельзя ассоциативно переключаться на иные произведения, в частности, на знаменитый роман Стефана Цвейга «Мария Стюарт».

Нужно принимать и понимать ту интерпретацию, которая дана в данном случае, поскольку любой исторический сюжет, тем более художественный, изображает не то, что было на самом деле, а как это автору представляется.

Кроме того, любой фильм на историческую тему сложен тем, что требует предварительной подготовки – хотя бы минимального знания о показываемой эпохе и действительных лицах.

Оригинальное название анализируемого фильма таково – «Gunpowder. Treason & Plot», то есть «Порох, измена и заговор».

Исходя из названия, основным для режиссёра Гиллиса МакКиннона и сценариста Джимми МакГоверна был второй сюжет фильма, повествующий о начале правления короля Якова VI Шотландского (единоличное правление с 1578 года) и Якова I Английского (1603–1625).

Первый сюжет рассказывает о возвращении в Шотландию после долгих лет пребывания во Франции восемнадцатилетней королевы Марии из династии Стюартов.

Король Яков (VI и I) был сыном Марии Стюарт. Показывая комплексы этого правителя, среди которых немаловажным был комплекс матери, от которой он был отлучён в двухлетнем возрасте, создатели фильма решили предварить восхождение Якова на шотландский, а затем на английский престол изображением драматических событий, предшествовавших рождению этого короля в 1565 году.

Таким образом, первый сюжет датируется 1561–1567 годами, а второй – 1578–1605 годами. Основная коллизия фильма о короле Якове связана с так называемым Пороховым заговором 1605 года, составленным группой английских католиков во главе с Гаем Фоксом. Заговорщики планировали взорвать здание парламента во время заседания и тронной речи короля.

Всё это надо знать, чтобы с интересом следить за тем, что и как изображается в фильме.

Конечно, сказанное не исчерпывает все перипетии истории Шотландии и Англии второй половины XVI и начала XVII века. Да и в фильме многое просто опускается как известное и само собой разумеющееся.

Главное, однако, остаётся. Это – непримиримая вражда и борьба протестантской и католической партий при шотландском дворе и конфессиональная ситуация в Шотландии и Англии в указанное время.

На этом фоне и разворачиваются драматические события, которые поворачивались так или иначе при непосредственном участии в них сначала Марии Стюарт, а потом её сына Якова.

Сам фильм, безусловно, не претендует на киношедевр. Он снят весьма просто и скромно и склеен из отдельных сцен, порой напоминающих картины из театральной постановки.

Актёры тем не менее играют убедительно, в том числе исполнители главных ролей – молодой Марии (Клеманс Поэзи) и Якова (Роберт Карлайл). Гримировка Роберта Карлайла была почти что копией настоящего короля Якова VI-I, каким он изображён на имеющихся портретах.

Судя по тому, что известно о Марии Стюарт и короле Якове, их характеры также переданы правдиво. Нельзя сказать, что эти личности раскрыты в фильме всесторонне, но главные их отличительные черты выставлены на первый план.

Мы видим молодую шотландскую королеву Марию, совершенно неискушённую в правлении и поэтому допускающую серьёзные, если не сказать роковые в итоге, просчёты и находящуюся на пике столкновения двух конфессиональных (идеологических) партий.

Что касается короля Якова, то в его поведении ключевую роль играла врождённая хромота, отчего король чувствовал себя неполноценным и дефектным. Этот психологический комплекс подспудно обусловливал принимаемые решения и поступки. Показаны и другие особенности Якова, но в основном как пороки или не соотносящиеся с человечностью свойства.

Но такова была эпоха – жестокая и беспощадная, в которой, чтобы удержаться на вершине власти, нужно было отличаться такой же жестокостью и бессердечностью и быть бескомпромиссным и весьма хитрым человеком. Таким и показан король Яков.

Он изображён в начальный период своего восшествия на английский престол, когда ему приходилось в буквальном смысле выживать и удерживать различными способами полученную власть.

Между тем Яков I Английский (в английском произношении – Джеймс I) вошёл в историю как первый король объединённой Англии и Шотландии и в действительности являлся наиболее образованным человеком своего времени.

В двух частях исторического повествования немало и других подлинных лиц из английской и шотландской старины. Все они изображены на фоне первых двух фигур – королевы Марии и её сына короля Якова. При этом изображены так, какими представляли их создатели картины, в некоторых случаях подававшие тот или иной образ в соответствии с общим замыслом и отходившие от подлинности той или иной фигуры, например, при изображении шотландского вельможи Джеймса Хелбёрна Ботвелла, или же Босуэлла, возлюбленного, а затем третьего мужа Марии Стюарт.

В отношениях Марии и Босуэлла на первый план поставлена любовная страсть, на втором плане проглядывает слабая политическая линия.

Босуэлл показан прежде всего как безумно и, казалось бы, безнадёжно влюблённый в королеву нищий аристократ, уступающий по требуемым параметрам в плане влияния и знатности иным кандидатам в мужья. Просматриваются также необузданная натура этого человека, его неукротимость и несдержанность, храбрость и способность на отчаянные поступки.

Второй муж Марии Стюарт, Генри, лорд Дарнли, изображён совсем неприглядно – как грубый мужлан, пьяница и распутник, хотя в действительности он, скорее всего, являлся просто избалованным и капризным аристократом, который нужен был Марии как потенциальный отец её сына, законного наследника шотландского престола.

В целом, фильм «Заговор против короны» интересен как историческое художественное повествование и как авторская интерпретация сложных событий, ставших во многом ключевыми в истории Шотландии и Англии.

Источник: © А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. Гомель: Велагор, 2018. Авторский материал. Ссылка обязательна.