Дикий гусь - тотемный знак первоначальных хазар

18.08.2018 09:26
Историческая справка. Хазары стали известны византийским и персидским авторам в IV веке, армянским – в III веке. Существует несколько теорий происхождения хазар, мы же принимаем, как наиболее авторитетную для нас, теорию Л. Н. Гумилёва.
Согласно этой теории, хазары являются потомками древнего европеоидного населения Западной Евразии. Первоначально хазары жили на берегу Каспийского моря, между устьями рек Терек и Сулак.
В 552 году хазары вошли в состав Великого тюркютского каганата, вступив союзнические отношения с тюркютами, тюркским этносом, вышедшим из Северо-Западного Китая, затем переместившегося на Алтай и в конечном итоге начавшего подчинять западные степи вплоть до Дона и берегов Чёрного моря. В начале VII века Великий каганат распался, и хазары оказались в составе Западного тюркютского каганата.
Примерно сто лет (558–650 годы) длился симбиоз хазар и тюркютов, которые использовали территорию первоначальной Хазарии (см. выше) как базу для своих походов. Результатом этого симбиоза стали антропологические черты и пассионарность, переданные тюркским этносом хазарам. Кроме того, хазары приняли в качестве правящей тюркютскую династию, известную как династия Ашина.
В середине VII века Западный тюркютский каганат прекратил своё существование, и хазары обрели самостоятельность. С 650 по 969 год существовал Хазарский каганат во главе с правящей тюркютской династией.
Хазария в период расцвета включала в себя почти весь Северный Кавказ, часть Крыма. На севере его власть простиралась до Волжской Булгарии. На западе Хазария граничила с Русью и доходила до Дуная, а на Востоке простиралась до границ Хорезма, включая западную часть нынешнего Казахстана. Южная граница Хазарии могла доходить до Армении, но стабильной эта граница была чуть севернее Дербента.
Столицей Хазарии в начальный период был город Семендер в пределах прикаспийского Дагестана, затем административный центр был перенесён в город Итиль, находившийся в устье Волги. Западной столицей каганата являлся город Саркел (по-русски – Белая Вежа), на левом берегу реки Дон. Остатки Хазарского каганата сохранялись в Крыму до середины XI века, а на Кавказе – доXII века.
Население Хазарского каганата было пёстрым: оно складывалось из хазар, тюркютов, угров, алан, русов, евреев, представителей северокавказских племён и других. Считается, что в Хазарском каганате проживали представители 25 этносов. В источниках упоминаются смуглые («красные»), черноволосые и «белые, красивые» по внешнему виду хазары, что говорит о пестроте населения страны, на которое распространялся общий этноним хазары.
Первоначально хазары исповедовали местные языческие культы. В началеIX века еврейская община Хазарии взяла власть в свои руки, превратила тюркютского кагана из правящей династии Ашина в своего марионетку и сделала иудаизм государственной религией. После падения Хазарского каганата хазары перешли в ислам.
 
В русских источниках XV–XVII веков фиксируется мирское личное имя Козарин, в котором отображён адаптированный ещё в древнерусском языке этноним хазары применительно к одному человеку – хазарин (казаринкозарин). На Руси хазар испокон веков называли казарами.
Существует также фамилия Казарин в значении «потомок Казары». В данном случае Казара – тоже старинное мирское личное имя, но связанное не с этнонимом хазары, а с нарицательным словом казара в значениях «птица из семейства утиных», «вид диких гусей».
В своё время русский учёный-славист и востоковед Ф. Е. Корш (1843–1915) объяснял слово казараказарка при сопоставлении с турецким словом kaz– «гусь».
Мы думаем, что данное объяснение связывает слово казара («дикий гусь») и этноним казары (хазары) в том отношении, что дикий гусь был тотемным знаком первоначальных хазар.
Среди территориально смежных с хазарами северокавказских адыгов издавна был известен этноним черкесы, который по происхождению является скифским (иранским) наименованием со значением «ястребы-куроеды». Эти люди выбривали голову и оставляли прядь волос в виде хохла (чуба, оселедца). Это был знак принадлежности к высшему воинскому сословию. В своих истоках хохол является тотемным знаком людей из рода ястреба.
У хазар, как и у древних булгар и угров, также существовал обычай выбривать голову, оставляя волосы только для плетения в косу. Известно, что булгары оставляли на голове пучок волос, который иногда заплетали в одну косу.
Несколько иначе носили волосы угорские племена: мужчины выстригали их спереди, а сзади заплетали в несколько кос. Какую из этих причесок предпочитали хазары, остаётся неясным.
Тотемный знак «гусь» и вероятный культ дикого гуся у древних хазар следует рассматривать в аспекте культа птиц практически во всех этнических культурах Земли.
Сам же этот культ становится понятным только с учётом мифолого-астрологической информации о мощном энергетическом воздействии на Солнечную систему и на планету Земля из пространства созвездия Лебедь.
Данную тему разрабатывал английский исследователь Эндрю Коллинз, посвятивший ей книгу «Мистерия созвездия Лебедя» (русский перевод – М.: Эксмо, 2008).
 
Литература
 
Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М.: Мысль, 1989. – С. 38–150;
Цветков С. Э. Начало русской истории. С древних времён до Олега. – М.: Центрполиграф, 2011. – С. 193–198.
Рогалев А. Ф. Эзотерический мир и язык. – Гомель: Барк, 2011 – С. 169–171.
© А. Ф. РогалевЭзотерическая история. Гомель: Велагор, 2014. Авторский материал. Ссылка обязательна. Копирование и перенос на другие сайты не разрешается.