Топонимические следы древнего лабиринта в белорусской части Полесья

19.07.2017 15:55

Согласно преданию, деревня Семурядцы Житковичского района Гомельской области (Беларусь) возникла в местности под названием Семирядцы, где когда-то семь старейшин туровских князей судили да рядили, то есть вершили суд.

Семь старейшин с учётом сакральности числа «семь» и сам суд могут быть аллегорическими образами, связанными не просто с древним поселением, но и с культовым объектом. 

Число «семь» считается числом самой Природы, символом жизни, поскольку заключает в себе числа «три» (дух) и «четыре» (материя). Всё в физическом и метафизическом мирах семерично.

Число «семь» является сакральным символом устройства земного мира. Оно складывается из трёх измерений времени (прошлое – настоящее – будущее) и четырёх сторон света.

Топоним Семурядцы образовался от коллективного прозвища семурядцы, которое изначально действительно должно было иметь форму семирядцы. Так могли назвать людей, поселившихся возле некоего Семирядья. 

Этим Семирядьем как раз и являются те «семурядские пески», о которых оставил свидетельство в начале XX  века краевед П. Чайковский (его статья «На сямурадзкіх пясках» была опубликована в белорусском журнале «Наш край», № 8–9 за 1928 год). 

В статье П. Чайковского высказывалось предположение о том, что «семурядские пески» – это не что иное, как древнее поселение, о чём свидетельствуют различные кремневые предметы, которые можно найти в данном месте.

В гипотетическом названии Семирядье очевидны два корня – семь- и ряд-, а само название должно было указывать на объект, имевший семь рядов или, скорее, семь троп. Такая структурная деталь характерна для классического одноуровневого лабиринта…

Источник и авторство: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 171–175.

Полный текст исследования: Семирядье — лабиринт