Разграничение понятий "этнос", "народность", "нация", с одной стороны, и понятий "язык народности" и "язык нации", с другой стороны

25.06.2015 08:58

Этнос – явление природное (концепция Л. Н. Гумилёва); он представляет собой коллектив людей, сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения, традиций, обычаев, представлений, убеждений и осознавший себя в противопоставлении с иными этническими коллективами («мы не такие, как они»).  

Народность и нация – явления социальные, а именно территориально-политические общности, в рамках которых могут сосуществовать два, три и более этносов, различные субэтносы и этнографические группы. Народность, нация – это сообщества граждан независимо от их этнической принадлежности, иначе – территориально-государственные общности.

Образование государственного сообщества представляет собой консолидацию определённого этноязыкового пространства, изначально неоднородного в этноязыковом отношении. На этапе формирования территориально-государственного сообщества этносы, субэтносы, этнографические группы объединяются в народность, а на завершающей ступени такого формирования превращаются в нацию.

Формирование территориально-государственной общности (народа) – это единый процесс, имеющий свой начальный этап (народность) и своё завершение (нация).

В формировании национального языка также есть своё начало, когда происходит интеграция территориальных диалектов, вырабатываются общие для всех представителей данного общества нормы, которые постепенно начинают восприниматься как обязательные и основные в конкуренции с нормами ряда диалектов и закрепляются благодаря консолидирующей роли и распространению литературного языка, появление которого знаменует наступление завершающего этапа формирования нации, и национального языка. Осознание единой и общей нормы, таким образом, является той своеобразной чертой, которая условно может разграничить язык народности и язык нации.

Предлагаемое разграничение понятий «этнос», «народность», «нация» и связанных с ними понятий «язык народности», «язык нации» представляется важным как в сугубо теоретическом отношении, так и в связи с научными спорами об этноязыковой и социально-политической сущности Древней Руси.

В нашем понимании интеграция Восточной Славии под воздействием «славянского фактора» привела к сложению восточнославянского, или древнерусского суперэтноса, то есть культурной целостности, в рамках которой взаимодействовали многие этносы, этнодиалектные и этнографические группы, а затем под «катализирующим» воздействием политических событий конца IX–XI веков – восточнославянской, или древнерусской народности, то есть территориально-государственной общности.

Разграничение понятий «этнос» и «народность», «нация» позволяет также понять, почему одни этнодиалектные группы, оставлявшие этнотопонимические «следы» на географической карте, полностью «растворялись» в составе новых этнических образований (в частности, в белорусском этносе на этапе его формирования), а представители других этносов продолжали жить в границах возникавших государств (например, в Великом княжестве Литовском в составе белорусской народности).

© Из работы: А. Ф. Рогалев. Этнические и географические названия как источник для изучения этноязыковой истории (на материале Беларуси) / Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филологических наук. - Минск, 1996. - С. 21-22.

Ссылка на автора и источник обязательны, в соответствии с действующим законодательством.