Происхождение названия Марьина Горка (город Минской области, Республика Беларусь)

01.08.2017 14:20

Источник и авторство: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 191–192. 

На земле Беларуси бытует немало легенд и преданий с эзотерическим подтекстом.

В одном из таких легендарных сюжетов рассказывается о происхождении названия города Марьина Горка Минской области в связи с воздвигнутой страждущим поселянином часовней в честь Пресвятой Девы Марии на возвышенности возле речки Титовка, где издавна собирались местные жители для поклонения языческой богине Маре (Морене, Моране).

Капище Мары, как можно полагать, было одним из главных культовых центров во всех ближайших окрестностях. Иначе не складывались бы легенды о чудесной горе, не справлялись бы тризны, не устраивались пляски здесь даже в новые, христианские, времена вокруг большого камня на вершине возвышенности, о чём сообщалось в таком авторитетном исследовании начала XX века, как «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества».

Имя Девы Марии в легенде сменило именование языческой богини не по созвучию, а вполне закономерно, в силу преемственной связи между почитаемыми субъектами.

Образ Мары в XIX веке сохранял основу древнейших представлений эпохи матриархата о Богине-Матери. Это была великая Мать, Мать Сыра-Земля, с которой генетически были связаны образы греческой богини Гекаты и римской богини Цереры, воплощавших производительные силы земли.

Славянская богиня Мара также считалась богиней земли, плодородия, деторождения, но одновременно и богиней смерти.

Противоречия в этом нет: архетипы жизни и смерти нельзя рассматривать как противоположности, а нужно воспринимать как два проявления одной и той же гениальной мысли Творца.

Богиня Мара не была доброй, но не была и злой. Она управляла установленным свыше, и наши далёкие предки принимали это как должное.

В русских волшебных сказках богиня Мара представлена в образе воительницы Марьи Моревны.

Символами Мары были чёрная Луна и серп, которым она подрезала нити жизни.

Этимологически имя Мара сопоставимо со словами мор, смерть, марево, санскритским словом maras – «уничтожение», но и с латинским словом amore – «любовь».

Мара была хозяйкой жизни: она обеспечивала плодородие и рождаемость, она же управляла и смертью. Но смерть, которую несла Мара, не была полным прерыванием токов жизни, а лишь переходом в инобытие, началом нового этапа вечной эволюции жизни, то есть смертью не уничтожающей, а рождающей.

Капища в честь богини Мары устраивались на речных берегах и на возвышенных местах у кромки леса вблизи селений, но всегда в мощных «местах силы».

В христианское время прежние места почитания Мары стали называться в разных местностях не только Марьиными, но даже Мавриными и Марфиными Горками.

В Беларуси самой известной по воле истории стала Марьина Горка у речки Титовка (приток Свислочи), давшая название поселению, известному по письменным источникам с XVI века.

Фрагмент из книги: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 191–192. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.