О Тартарии без всякой исторической экзальтации

07.03.2017 16:00

Эпиграфом к данному материалу может быть следующее высказывание академика Б. А. Рыбакова (1908–2001):

«Едва приступив к исследованию любой легенды, мифа или подобного произведения устного народного творчества, мы обнаруживаем следы фактически имевших место событий».

 

Название Тартар (по-древнегречески – Τάρταρος) встречается в древнегреческих мифах и обозначает пространство, находящееся под царством Аида, повелителя мира мёртвых, вход в который находится «за рекой Океан», «на крайнем западе».

В этом сообщении примечательно вполне определённое разделение так называемых планов бытия:

- мира людей,

- мира богов,

- мира мёртвых;

- Тартара.

Мир людей управляется миром богов. Мир мёртвых представляет собой пространство, где находятся души тех, кто завершил очередное воплощение в мире людей и находится в состоянии катарсиса.

В Тартаре же заключены титаны, проигравшие в войне с богами, которая в античных мифах известна под названием титаномахия, вторая часть которого – махия – связана с греческим словом μάχη – «битва, сражение». Следовательно титаномахия – это «битва, сражение с титанами».

Кто же такие титаны? Ими были дети Геи (Земли) и Урана (Неба) – та раса, которая на нашей планете известна также под наименованием атланты. Поясним здесь, что как атланты, так и прочие земные расы (в частности, предшествовавшие атлантам лемурийцы и нынешнее человечество), в эзотерической доктрине и теософии считаются созданием Высшего Разума. Отсюда – и мифологический мотив о рождении титанов от брака Урана и Геи.

В атлантоведении всегда была актуальной тема судьбы титанов (атлантов). Очевидно, что не все из них погибли. Более того, именно избранные из атлантов курировали древнейшие цивилизация новой, пятой расы человечества.

Впрочем, о том, что титаны (атланты) не были уничтожены полностью, свидетельствуют и древнегреческие мифы. Титаны, как было сказано выше, были перемещены на некий план бытия, названный Тартаром.

Если Тартар находится под царством Аида, а сам Аид как особая сфера размещается под землёй, то и местонахождением титанов также может быть некая подземная страна. В этой связи не представляется чересчур смелой версия о существовании подземной цивилизации, известной в разных источниках под названием Агарти, или Агартха, что в переводе с санскрита означает «недоступный», «неуязвимый». Не есть ли это тот самый недоступный людям Тартар? Ведь древнегреческое название Тартар означает как раз «глубинный, подземный мир».

От мифотопонима Тартар образовано название Тартария (латинская форма – Tartaria, французская – Tartarie, английская – Tartary, немецкая – Tatarei). Использование этого обозначения прослеживаются с XIII до XIX века, но появилось оно намного раньше. 

Обратим внимание на то, с какой территорией исторически связывалось название Тартария. Это были обширные области от Каспия до Тихого океана и до границ Китая и Индии. Тартарией назывались именно области, земли, пространства, а не какое-то государство или конкретный этнический, этнокультурный ареал.

Аналогичными по функции являются иные названия, даже более известные, чем Тартария. Это прежде всего Скифия и Сарматия.

В глубинах Тартарии, Скифии, Сарматии всегда обитали разные по своему происхождению и языку народы, обозначавшиеся как античными авторами, так и более поздними историками и географами посредством весьма неопределённых по содержанию обобщающих наименований тартары, скифы, сарматы.

Из Великой Евразийской степи – гигантского экологического и одновременно полиэтнического региона, имеющего форму природного коммуникационного «коридора», который связывает Восток и Запад, испокон веков выходили разные орды завоевателей, чаще всего представлявшие собой полиэтнический конгломерат.

Они появлялись внезапно, как бы ниоткуда, будто бы из-под земли, из-под тартара. Выражение провалиться в тартарары буквально означает «провалиться в преисподнюю», но используется в переносном смысле при пожелании кому-либо исчезнуть совсем или деться куда-нибудь подальше. В противоположность этому выход из тартара (тартараров) должен означать внезапное появление. Вот так и появилось наименование тартары, а затем и фонетически изменённое название татары, которые изначально понимались как «явившиеся вдруг», «вышедшие из тартара».

Вспомним легенды, мифы и сказки, в которых некие персонажи обладают способностью появляться и исчезать. При этом они появляются как бы из-под земли, а когда исчезают, то как будто проваливаются под землю.

Возвращаясь к теме Агарти, отметим, что подземные обитатели этой страны также способны внезапно появиться перед изумлёнными очевидцами из людей и вмиг исчезнуть.

Как видим, ничего непонятного в названии Тартария нет. Это не что иное, как топонимическая метафора, которую не следует мистифицировать, что, к сожалению, нередко наблюдается в последнее время.

Необходимо уметь различать реальные факты и художественные образы, связанные с использованием названия Тартария различными европейскими писателями, историками, географами и даже художниками.

Последние нередко упражнялись в том, что одевали русских князей в «тартарские одежды» и представляли их как «тартарских ханов». Но это можно объяснить действительными давними и тесными родословными связями восточнославянских правителей со степными вождями посредством браков.

Впрочем, в Тартарии жили и европеоидные племена алтайцев, которые носили одежды, похожие на облачения монголоидов.

Нужно признать, что упоминания о Тартарии в энциклопедии прошлого и размещения этой области на географических картах основываются на субъективных и мифологизированных представлениях тех или иных авторов.

Наконец, название Тартария, как правило, не относилось к собственно русскому этносу или к восточным славянам вообще, а преимущественно к весьма пёстрым народам Азии.

Единственное, что вполне вероятно, это связь корневой основы Тартар- в названиях Тартар и Тартария с той отдалённой эпохой, когда происходило формирование и последующее расселение первого и ведущего этноса пятой расы – ариев.

Но об этом можно только догадываться по косвенным фактам, например, по изображению грифона на гербах «тартарских» вельмож. Этот грифон, как и его модификация – сова, вполне может быть реализацией чрезвычайно древнего образа «стерегущих золото грифов», о которых упоминал древнегреческий историк V века до новой эры Геродот, а до него Аристей при описании народов далёкого от античных городов того времени Северо-Востока.

Однако в любом случае точных и однозначных доказательств арийским истокам Тартарии нет.

© Из книги: А. Ф. Рогалев. Эзотерическая история. – Гомель: Велагор, 2014. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.