Названия "волчьих" объектов (Волчье болото, Волчья Долина, Волчья Гора и т. п.) как указатели на отрицательные и положительные места силы

11.07.2017 15:36

НА МАТЕРИАЛЕ БЕЛАРУСИ. Негативная энергетика исходит от мрачных болотистых мест на территории Житковичского района Гомельской области, носящих названия Волчье болото (деревни Березняки и Хвоенск), Волчья Гряда (деревня Озераны), Волчий Остров (деревня Ляховичи).

Ещё одно Волчье болото находится среди тёмного густого леса у деревни Лешня Мозырского района Гомельской области.

Густой, тёмный и заболоченный лесной массив около деревни Заволочицы Глусского района Могилёвской области, вызывающий у людей неприятные ощущения, закономерно носит название Волчий лес.

Отрицательным «местом силы» является и урочище Волчий Угол, находящееся недалеко от деревни Докучин Крупского района Минской области.

Урочище же Волчий Луг около деревни Глинка Столинского района Брестской области является вполне обычным участком пространства, который просто не используется здешним населением.

Нехорошие ассоциации связаны у жителей деревни Казимирово Жлобинского района Гомельской области с ныне осушенным, а ранее  глухим и непроходимым болотом под названием Волчий Дуб.

Между городским посёлком Паричи и деревней Октябрь (Кастрычнік) Светлогорского района Гомельской области под береговой кручей в реке Березине есть водоворот, известный под названием Волчье Горло. В разное время здесь переворачивались лодки и тонули люди.

Мы уже говорили о том, что виры, водовороты и омуты образуются в отрицательных «местах силы». Для наименования таких мест, как и в рассматриваемом случае, используются слова с яркой образностью и сильно выраженной отрицательной экспрессией. В некоторых случаях можно говорить даже о геопатогенных участках русла той или иной реки.

По рассказам жителей посёлка Бушевка Морозовичского сельсовета Буда-Кошелёвского района Гомельской области, в мрачном лесу, в месте под названием Волчья Ляда, «волки справляют свадьбы». Слово ляда в этом случае указывает на смешанное мелколесье, неудобь, низинную и плохую почву или лесную пустошь.

На территории деревни Рудня-Каменева Лоевского района Гомельской области есть Волчья Долина. Сейчас это место застроено, а ранее, по рассказам старожилов, здесь рос лес, в который заходили волки. Скорее всего, название низины Волчья Долина является метафорическим и связано не с волками, а с негативным восприятием самого места.

То же самое можно сказать и о названии Волковня, относящемся к густым лесным зарослям у деревни Дуброва Лельчицкого района Гомельской области, хотя местные жители уверяют, что в этих зарослях ранее прятались волки.

Вблизи деревни Артуки Речицкого района Гомельской области есть возвышенность Волчья Гора. Люди уверены, что здесь обитают неподвластные человеку злые силы.

Мрачным местом считается и Волчья Гора, которая находится между деревнями Денисовичи и Липов Калинковичского района Гомельской области.

Жители деревни Май Речицкого района днём стараются обходить Волчью Гору стороной. Ночью же здесь, по рассказам местных жителей, волки собираются стаей и страшно воют. В этой информации ощутимо подсознательное восприятие населением деревни Май отрицательного «места силы».

Жителям деревни Уборки Лоевского района также известна возвышенность Волчья Гора. Однако отношение к этому месту у них вполне нейтральное. По преданию, на возвышенности когда-то стояла церковь. Сочетание названия Волчья Гора и предания о находившейся на «горе» церкви является косвенным указанием на былое сакральное место, возможно, связанное с культом волка.

Волк был культовым животным у населения, жившего в Верхнем Поднепровье в VII–III веках до новой эры и оставившего после себя «следы» так называемой милоградской культуры (от названия деревни Милоград Речицкого района Гомельской области).

В исторических памятниках сохранилось коллективное имя (этноним) этого населения – невры. Милоградская культура распространялась от среднего течения реки Березины-Днепровской на севере до реки Рось (Украина) на юге и от Западного Буга на западе до реки Ипуть (бассейн Сожа) на востоке, то есть охватывала и территорию современного Лоевского района.

В известных нам волшебных сказках, например, в «Сказке об Иване царевиче и Сером Волке», восходящей к предшествующему мифу, который был связан с соответствующим культом, волк верно служит герою, является добрым помощником и покровителем человека. В связи с этим Волчью Гору с находившейся на ней церковью (древним святилищем?) нельзя считать отрицательным «местом силы».

В сказках о животных, которые лишь изредка сохраняют мотивы волшебных сказок, волк уже не является почитаемым зверем.

Двойственное восприятие волка (с одной стороны, священное животное, а с другой стороны, олицетворение свирепости, коварства, жадности, жестокости и зла) отображает, во-первых, разновременное к нему отношение, а во-вторых, устойчивость или неустойчивость культа волка в той или иной местности.

В большинстве известных нам микротопонимов, содержащих основу волк- / волч-, однозначно выражается негативная символика волка.

О былом культе волка свидетельствует и восприятие Волчьего леса жителями деревни Небытов Хойникского района Гомельской области. Люди вполне спокойно говорят о том, что в этом лесу можно встретить волка. Волчий лес вызывает у жителей Небытова положительные ассоциации как место сбора ягод и грибов и традиционное место охоты.

В Речицком районе есть деревня, носящая название Волчья Гора. Населённый пункт расположен на склонах возвышенности, которая доминирует над всей окружающей местностью. По преданию, на этой возвышенности издавна хозяйствовали волки. Однажды охотники устроили безуспешную облаву на зверей. Один из охотников погиб. Сын погибшего поселился на «горе» рядом с волками и основал поселение.

В подтексте этого предания мы видим не просто волка, а волка-тотема. Волки являются хозяевами «горы», и основатель деревни, по всей видимости, не без разрешения волков, селится рядом с ними.

Облаву на волков следует понимать как попытку ликвидировать культ волка. Она приводит лишь к гибели тех, кто посягнул на традицию.

Ценность данного предания в том, что в нём сохранена без существенной трансформации первозданная тотемистическая основа. Сама Волчья Гора, на которой расположена одноименная деревня, всегда была и остаётся положительным «местом силы».

Фрагменты из книги: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 135–138. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Подрообнее о названиях положительных и отрицательных мест силы см. в матероиале по ссылке:

rogalevblog.files.wordpress.com/2017/07/d0bdd0b0d0b7d0b2d0b0d0bdd0b8d18f-d185d0b0d180d0b0d0bad182d0b5d180-d0bcd0b5d181d182-d181d0b8d0bbd18b.pdf