Личность графини Елизаветы Батори и её образ в художественном фильме «Кровавая леди Батори» (2015 год)

03.11.2017 17:27

В истории известна так называемая «кровавая графиня» Елизавета Батори (1560–1614), представительница влиятельного венгерского магнатского рода Батори. Эта Елизавета отличалась склонностью к садистским пыткам и убийствам девушек и девочек. И за это она даже занесена в «Книгу рекордов Гиннеса».

Когда преступления графини и её прислужниц стали известны правительству и судебным органам, было названо число жертв – 650 человек. В 1610 году Елизавету Батори замуровали в комнате её замка Чейте, где она и умерла спустя четыре года. Руины замка находятся в западной части Словакии.

Имя «кровавой графини» вошло в предания. На основе их режиссёром Андреем Констом по сценарию Мэтью Джейкобса был снят российско-американский фильм «Кровавая леди Батори», премьера которого состоялась в феврале 2015 года.  

Создатели фильма соблюли все известные подробности из жизни графини в период её активных зверств, введя в сюжет двух вымышленных персонажей – цыганских детей, старшую девочку Алетту и младшего мальчика Мишу, сыгравших по ходу развития действия ключевую роль в раскрытии кровавых занятий хозяйки замка Чейте.

Фильм смотрится с интересом, однако в нём есть невнятности, затрудняющие восприятие разворачивающихся событий. Не способствует лучшему впечатлению от фильма и преимущественно затемнённый экран, подчёркивающий по замыслу авторов царящие в замке тайну и злобную тьму.

О страшной тайне зритель знает заранее, и ему совсем не страшно. Наоборот, становится интересно, как же в этом триллере будут показаны преступления графини. Показаны они лишь драматическими намёками, а не самими фактами. Поэтому анализируемый фильм можно назвать «ожиданием триллера», а не собственно триллером.  Это больше историческое кино.

Впрочем, упрекать сценариста и режиссёра за отсутствие запредельных сцен нельзя: тема слишком щепетильная, тем более, что она касается детей. Вполне достаточно вида подземелий с камерами, где находятся узники.

С другой стороны, держащая в руках нож исполнительница главной роли Светлана Ходченкова скорее комична, чем ужасна. Её облик мало соответствует образу рептилии в человеческом теле, пытающей девочек и пьющей их кровь, хотя змеиную манеру (плавающая походка, вкрадчивый голос, коварная улыбка) актриса всё же старается передавать, но получается это больше искусственно, чем естественно. Почему? Да, потому что сама Светлана Ходченкова не змея, а Водолей по астрологическому знаку и слишком внешне светлая для тёмного рептилоида.

Кстати, на гербе Батори изображён дракон, и сам этот род, как можно полагать, является клонированной ветвью рептильной расы. По легенде, один из первых представителей рода сражался с драконом и убил его, за что и был прозван Батори («мужественным»). Но этот сюжет не первичен.

Родоначальник Батори был, как мы сказали, отпрыском дракона, а не его победителем. В генеалогических легендах, однако, такой факт, имеющий отношение и к ряду других магнатских родов Европы, никогда не отображался. Взамен придумывалась история о поединке с рептилией. Тем самым «славный предок» возносился на пьедестал истории.

В фильме есть другие интересные образы. Таковы, например, судья, закрывающий глаза и уши, когда речь заходит о Батори, и его слуга по прозвищу Медведь, этакий добродушный громила, взявший замок графини фактически в одиночку, если не считать цыганёнка Мишу, который указывал ему путь по лабиринтам замка.

С другой стороны, мало мотивированным является образ некой Кати, как будто старшей сестры девочки-цыганки Алетты, вдруг откуда-то появившейся и даже пытавшейся сыграть роль мстительницы. Её история, похоже, не осмыслена должным образом самими авторами фильма. Вот это и есть одна из невнятностей картины, о чём мы говорили выше.

Источник: © А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2017. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.