Историко-мифологические мотивы в связи с географическими названиями Радога (Радуга), Радунь, Радеж (территория Беларуси)

06.07.2017 17:36

Авторство: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 112–118. 

Несомненная историко-эзотерическая информация зашифрована в преданиях о возникновении деревни Радуга Ветковского района Гомельской области. В сознании большинства жителей этой деревни её название ассоциируется со словом радуга. Существует несколько вариантов преданий о происхождении названия Радуга.

1. Первые дома в деревне строились под дождём. После дождя на небе появилась радуга. Была она чрезвычайно большой, блестящей, и разные цвета её выделялись особенно выразительно. Под впечатлением увиденного первопоселенцы решили назвать поселение Радугой.

2. В окрестностях деревни Радуга Сож делает поворот, напоминающий радугу.

3. Некогда на территории современной деревни рос дремучий лес. Люди жили на противоположном берегу Сожа, в поселении под названием Селище. Сейчас здесь – урочище Телячье.

Во время войны со шведами захватчики полностью разорили и сожгли первоначальную деревню. Спаслись и вернулись на пепелище только двое жителей – Ишук и Машук. Над противоположным берегом Сожа они увидали на небе радугу, один край которой навис над холмом.

Тогда они решили добраться до этого холма. Переплыли реку, забрались на холм и вскоре обжились здесь, а своё новое место жительства назвали Радугой.

4. На деревню Селище пришла беда – наводнение. Люди спасались кто как мог. Два жителя Селища – Ишук и Машук – сумели перебраться на противоположный берег, на высокое место. От радости, что остались живы, назвали они новое селение Радугой.

5. Во время давней войны люди искали для себя новое место жительства. Пришли они со стороны Ветки. Увидев холм, решили остановиться. На следующий день была сильная гроза, Сож вышел из берегов, затопил всё вокруг. Вода дошла до самого холма. Над водой, над самым холмом, засветилась огромная радуга. Отсюда и название деревни – Радуга.

В пересказанных преданиях очевидны мотивы:

- всемирного потопа (наводнение), которому предшествовали несогласие и войны между людьми;

- гнева богов (гроза);

- очищения (та же гроза, наводнение, дождь как образ наиболее чистой небесной воды);

- «мировой горы» (холм, возвышенность, высокое место у реки Сож);

- знамения (радуга на небе, над холмом, как поток благодатной энергии свыше);

- радуги-моста как символа перехода из одного состояния в другое, как символа перемен и трансформации;

- прародителей-предков (Ишук и Машук), которым было суждено спастись во время войн и стихийных бедствий и стать родоначальниками нового поколения людей.

Определённой аналогией имени Машук является имя богатыря Машеки, жившего, по преданию, в окрестностях нынешнего города Могилёва. Есть в Могилёве и гора Машековка. Легендарные Ишук и Машук также устойчиво связаны с холмом, возвышенностью. Не являются ли герои преданий Машека, Машук и Ишук мифологической персонификацией возвышенности, горы вообще?

Такое предположение не будет казаться надуманным, если вспомнить, что Машук – это ещё (или прежде всего) гора на Северном Кавказе в районе Кавказских Минеральных Вод высотой 993 метра, у подножия которой находится город Пятигорск.

С другой стороны, для имён Машук – Машека и Ишук отыскиваются соответствия среди мужских личных имен кавказских народов: кабардино-черкесские имена МэшыкъуэМашуко, Шыкъэ – Шика; адыгейское имя Мэщыкъу – Машук.

О связях предков современных носителей адыгейского и кабардино-черкесского языков (касогов) и других народов Кавказа с восточными славянами свидетельствуют разнообразные исторические и языковые факты, поисками и анализом которых в своё время плодотворно занималась профессор М. В. Фёдорова.

Возвышенность, гора, остров среди моря в легендарных сюжетах символизируют обычно центр мироздания. Любая возвышенность ассоциировалась в сознании древних народов с «мировой осью» (подземный мир – гора – небо) и понималась как место, где сходятся Небо и Земля.

В ряде индоевропейских языков слова со значением «гора» соотносятся со словами, обозначающими душу. Гора мыслилась как место пребывания душ предков, могущественных духов. С такими представлениями связан и обычай насыпать курган («мини-гору») на месте погребения или создавать там простой могильный холмик.

Не будем забывать, что Машека, персонаж могилёвского предания, был богатырём, в чём можно усматривать отголосок ещё одного мотива – легендарной памяти об атлантах.

В различных фольклорных текстах великаны и богатыри-волоты являются мифолого-гиперболическими олицетворениями не только «прежних людей», но и хозяев стихий, демонов-духов, соотносятся с горами, возвышенностями, камнями и даже осмысляются как полулюди-полугоры, а горы в свою очередь – как полугоры-полулюди.

Если гора – это символ Мироздания, то великан, богатырь-волот, связанный с горой (вспомним былинного Святогора), воспринимался как первочеловек и одновременно как антропоморфное воплощение Мироздания, Вселенной.

Возвращаясь к имени Машека, скажем, что его нередко считают просторечно-диалектным вариантом христианского имени Михаил. Разные «прочтения» этого имени не мешают друг другу.

Прародитель или богатырь Машека может символизировать как далёких и вполне реальных предков, так и не менее реальных «служителей Света». Так называют людей, которых ведут по земной жизни архангелы, в частности, архангел Михаил.

Что касается названия Радуга, то с сугубо лингвистической точки зрения оно образовано лексико-семантическим способом от наименования реки.

Старожилы Радуги говорят, что раньше через деревню протекала речка под названием Радужка, впадавшая в Сож.

Гидронимы с корнем Рад- фиксируются в Верхнем Поднепровье и в Поочье (Радомка, Радча, Радохочка, Радучка, Радуча, Радутня, Радопля, Радовка, Радобеж, Радовиж и др.).

В Поочье зафиксировано и название речки Радуга.

Корень Рад- в составе приведённых названий (некоторые гидронимы – двухосновные), как нам представляется, должен пониматься в том же смысле, что и в словах радость, радоваться.

Такая семантика названий водных объектов, скорее всего, отображает не столько эмоциональное их восприятие, сколько осознание реальности положительно заряженных вибрационных импульсов в соответствующих местностях.

Речка, впадавшая в Сож и давшая название деревне Ветковского района, могла называться изначально не Радугой и не Радужкой, а Радогой. В «Новом и полном географическом словаре Российского государства», изданном в Москве в 1788–1789 годах под редакцией Л. М. Максимовича, среди шести местечек Белицкого уезда Могилёвского наместничества упоминается и местечко Радога (не Радуга!).

Деревня Радогоща Новогрудского района Гродненской области возникла возле одноимённой речки, название которой понималось в значении «благоприятный и радостный во всех отношениях водный путь».

Название деревни Радица Крупского района Минской области также связано с гидронимом Радица.

Наименование реки или озера лежит и в основе названия деревни Радецк Пружанского района Брестской области.

В разных местностях можно встретить название Радунь, которое соотносится с разными объектами – урочищами, холмами, возвышенностями, озёрами и ассоциативно – с населёнными пунктами, возникшими рядом с указанными природными объектами.

В таких местах люди восславляли жизнь и выражали благодарность высшим силам. Именно об этом говорят предания, бытующие в деревне Радунь Кореличского района Гродненской области.

Деревни с названием Радунь известны также в Лепельском районе Витебской области и Вороновском районе Гродненской области.

Уроженка деревни Тонеж Лельчицкого района Гомельской области Валентина Павловна Венгура рассказала нам о болоте Радомля, которое когда-то было озером. Местность вокруг Радомли холмистая и поросла хвойным лесом. По преданию, в старину на Радомле жили люди.

Корень Рад-  в названии деревни Радин Хойникского района Гомельской области также указывает на то, что для поселения было выбрано положительное «место силы».

Но рядом с деревней есть непроходимое болото и лес вокруг него с метафорическим названием Пекло, которое может сигнализировать не только о физической опасности, но и о неблагоприятной энергетике данного места.

Наименование древнего славянского дня поминовения предков – Радуница – также связано с восславлением неисчерпаемой жизненной энергии, вечного торжества жизни над смертью.

Великая печаль и плач по умершим по обычаю сменялись пением, играми, хороводами, танцами и всеобщей радостью. Не случайно Радуница отмечается весной, когда пробуждается от зимнего сна природа и когда торжествуют свет и жизненные силы земного мира.

Если «радостное» место Радунь представляло собой водный объект, то на его берегах проводились ритуалы омовения и очищения, что опять-таки обеспечивало постижение особенного, исключительно радостного настроя души, того возвышенного состояния человека, которое только и могло возникать в святом месте в момент совершения культовых действий и обрядов.

Энергетическому очищению от всякой скверны во всех религиях и эзотерических учениях, в том числе и в культах наших предков, всегда придавалось большое значение.

Такое очищение улучшает самочувствие, способствует укреплению физического здоровья и является необходимым для развития способностей человека, для открытия «дремлющих» в нём центров сознания.

Особое значение энергетическое очищение имеет в наши дни, когда идёт процесс трансмутации человека, то есть перехода в иное, более высокое по энергетическим  показателям состояние.

Считается, что лица с низкой духовностью не смогут пройти «очищения огнём», то есть не воспримут новые тонкие и более мощные потоки энергии, которые сейчас, с наступлением эпохи Водолея, посылаются на Землю.

Мы на пороге энергетического сдвига, квантового скачка. Все на коллективном уровне находятся на таком этапе, откуда нет пути назад. Человечество стоит на пороге новой большой эпохи, когда духовная природа человека станет особенно очевидной.

Те, кто пришли на Землю в это время, чтобы совершить вознесение, сейчас пробуждаются. Остальные… не способны сознательно сотворить нужную концовку. Но все отправляются домой. Однако первым это дастся легче и безболезненнее, чем  вторым.

Многие новые энергии поступают сейчас на Землю. Этот приток энергий станет причиной событий, которые кто-то будет называть трагическими. Вместе с тем у многих усилится ощущение радости. Умейте радоваться, когда весь мир находится в тревоге.

От чего – радость? От пробуждения, от расширения сознания, от понимания своей сопричастности с Космосом, от ощущения чистых энергий (Каа Шри Рам; Раа Кира. 2012: у нас есть выбор! Архангельские учения и практики для Квантового Скачка / Пер. с англ. С. Поповича. – М.: София, 2010).

Рыбное место на реке Припять возле выселенной деревни Довляды Наровлянского района Гомельской области называется Радежином. Оно связано с гидронимом Радеж, наименованием старицы или протоки Припяти.

Радеж – «радостное место», что свидетельствует о культово-эзотерической подоснове названия. По всей видимости, в древности здесь так же, как и в местах с названием Радунь, производились моления, связанные с культом воды вообще и конкретного водного объекта.

По преданию, некий человек, заблудившийся в вековых лесах возле деревни Довляды, вышел к месту Радежин, где рыбаки ловили рыбу, и чрезвычайно обрадовался своему спасению. Заметим, что в аспекте эзотерической символики ловля рыбы как мотив предания весьма значима.

Известная пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке» типологически подобна легендам разных народов мира о богах-рыбах. В иудейской традиции рыба является символом Мессии. Сходный мотив связан и с христианством. 

Рыба была секретным знаком Иисуса Христа. Ранние христиане носили рыбок из металла, камня, перламутра или стекла на шее подобно тому, как сейчас носят нательные крестики.

В евангельских текстах упоминается о чудесной ловле рыбы, в которой принимал участие Иисус Христос.

Сам Иисус проводил аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру.

Папа Римский носит так называемое «кольцо рыбака», на котором изображён святой Пётр, изначально – рыбак. Крещение на латинском языке называется piscina – «садок для рыбы», а новообращённые – pisciculi – «рыбки» (Энциклопедия символов / В. М. Рошаль. – М.: АСТ; С.-Птб.: Сова, 2008 . – С. 480, 516, 931).

Ловля рыбы может быть истолкована как обращение к некой глубинной сути вещей, к духовному первопринципу, материальным соответствием которого является такая первостихия, как вода.

Стихии воды по энергетике соответствует один из знаков зодиака – Рыбы. Влияние созвездия Рыбы на Землю и человеческую цивилизацию обусловило символизацию этого знака ещё в эпохи Лемурии и Атлантиды.

Прошлая, настоящая и будущая история Земли и человечества начертана на небе. Конфигурация небесных тел и сочетания их лучей, посылаемых на Землю, создают те условия, в которых протекает планетарная жизнь. Зависимость эта велика («Грани Агни Йоги»).

В эзотерической традиции указывается, что возникновение жизни на Земле не могло состояться без воздействия четырёхкомпонентной системы звёзд в созвездии Большой Пёс – Сириус А, B, C, D со своими обитаемыми планетами.

Существует мнение, что самая яркая звезда Северного полушария – Вега – является центром духовного управления эволюцией человечества.

Звёздное скопление Плеяд в созвездии Телец  оказывает воздействие на головные энергетические центры человека, питает духовной пищей, в частности, через шишковидную железу и гипофиз, чем и объясняется связь древнерусского названия Плеяд – Волосыни – с волосами головы. С космонимом Волосыни соотносится и наименование восточнославянского бога Волоса, или Велеса.

«Правителем» эпохи Водолея является планета Уран.

Планета Плутон вскрывает наши пороки, заставляет очищаться, меняться, повышает частоту вибраций биополя.

Планета Сатурн считается владыкой земной кармы и управляет нашим линейным временем.

Планета Марс заряжает человека динамизмом, энергией воли, смелости, решимости, что позволяет подчинять низшую природу духу и стремиться к самосовершенствованию (Л. Ю. Венгерская,  Л. В. Семёнова. Рождение новой эпохи. Мифы и символы. – М.: Амрита-Русь, 2009).

Космос оказывает воздействие не только на Землю и на человечество в целом, но и на каждого человека в отдельности. При формировании физического тела младенца в утробе матери обязательно происходит подключение его к ритму Вселенной, а в момент рождения осуществляется энергетическая привязка к планетам Солнечной системы.

При рождении человек получает энергию определённого состава и от того созвездия и звезды, под которой родился, то есть на которые спроецировано Солнце в соответствующий период года. Отсюда – связь человека со знаками зодиака (Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова. Почему Земля меняется. – С. 19–20).

Кроме того, каждый человек имеет энергетическую привязку к месту рождения. Биополе каждого из нас соответствует диапазону энергий соответствующего участка планеты.

Фрагмент из книги: © А. Ф. Рогалев. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси). – Гомель: Барк, 2012. – С. 112–118. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.