Историко-эзотерические рассуждения в контексте фильма Павла Лунгина «Царь» (2009 год)

18.09.2017 13:04

Фильм «Царь», созданный Павлом Лунгиным по его совместному с Алексеем Ивановым сценарию, представляет собой аналитическую интерпретацию событий 1560-х годов в России, связанных с правлением царя Ивана IV («Грозного»).

Обратим внимание на смысл прозвища царя – Грозный, что значит, со ссылкой на разные толковые словари, «внушающий страх», «суровый и жестокий», «строгий» и «величественный».

Прозвания правителей всегда достаточно точно отображали их нрав и характер. В прозвище Грозный нет ничего демонического. Между тем в фильме Павла Лунгина мы видим именно такого царя – полностью находящегося под властью сторонних тёмных подселений и разгулявшихся, выходящих из-под контроля психики субличностей.

В такой интерпретации царя ему вполне подходит совсем другое прозвище – Иван Одержимый.

История, однако, донесла до нас прозвище Грозный, которое было дано человеку, отнюдь не страдавшему от полного или частичного подчинения разума внешней силе, но обладавшему огромной волей, решительностью и непреклонностью и вполне здоровой психикой. Это позволило Ивану IV, во-первых, вывести Россию из сложного периода правительственной смуты, а во-вторых, отстаивать государственные интересы в сложной и затяжной Ливонской войне 1558–1583 годов.

Увы, в фильме «Царь» Иван Грозный как государственник не представлен вообще. Здесь нет разумного царя как такового, что является искажением исторической действительности.

Тот бесноватый субъект, которого талантливо играет Пётр Мамонов, и ярко маркированное бесовское окружение царя (опричники), на наш взгляд, совсем далеки от образов правителей, способных руководить страной.

Поэтому представленное в фильме «Царь» можно понимать только как пример тёмного, или окаянного времени, которое наступает, если к власти приходит психически ущербный человек. Это может произойти в любое время и в любой стране, народ которой однозначно наказан, если ему даётся такой руководитель. 

В фильме «Царь» мы видим правителя, чья неимоверная жестокость сменяется покаянными молитвами, а вся его личная жизнь является сплошным страданием.

В подобных случаях говорят об одержимости, родовом проклятии или об отработке прежних грехов – своих и семейных. Такое объяснение можно было бы принять, если бы всё, что мы видим на экране, касалось только одного царя. Но он казнил сотни людей, а его действия распространялись на всю страну.

Невинные и нравственно чистые люди просто так не подвергаются насильственным действиям ни с чьей стороны, не испытывают пыток и мук, в том числе и мук совести, и не завершают жизнь трагически. Значит, виновными, кроме царя Ивана IV, были все те люди, которые жили с ним в одно время, и особенно те, кого он предал смерти. Такое наше заключение, которое мы делаем, следуя сюжету фильма «Царь», требует дополнительного комментария.

Человек рождается в плотном физическом мире Земли с тем, чтобы взаимодействовать с другими индивидуальными сознаниями и посредством этого накапливать разнообразные впечатления от жизни, получив в итоге тот или иной опыт воплощения. Но в социальном бытии человека есть одна тайна, о которой знают немногие. Связана она с тем, что предшествует вхождению в физическое тело на плотном плане.

Рождение непременно обусловлено уже накопленным опытом и качеством энергий, имеющихся в базовой части матрицы души (плазменно-информационной структуре, иначе – средоточии сознания «Я»-индивида). Исходя из этого определяются роль и задачи будущей личности в предстоящей жизни.

Сама жизнь есть игра под названием «Опыт отдельности». Каждый человек принимает участие в этой игре и выполняет те функции, которые ему предназначены с учётом уровня развития сознания. При этом вся жизнедеятельность в человеческом теле связана с тем, к чему индивид имеет склонность. Но и это ещё не всё и даже не самое главное применительно к теме наших рассуждений об эпохе Ивана Грозного.

Во всех земных жизнях и далее – на протяжении всего цикла эволюции на семи планах бытия (кроме плотного физического мира Земли, есть ещё шесть более тонких миров, через которые должно пройти мыслящее «Я» в процессе своего развития) мы сосуществуем с одними и теми же индивидами, которые соглашаются быть вместе в жизненной игре на всех её этапах. Индивиды образуют коллектив, состоящий примерно из тысячи мыслящих «Я», и получают свою роль, которая, однако, меняется при каждом последующем воплощении.

Таких коллективов много, и они взаимодействуют между собой, составляя сообщество из семи коллективов. Те люди, с которыми мы встречаемся и общаемся в течение жизни (примерно 7 000 человек), принадлежит к одному и тому же сообществу. Ничего случайного и произвольного в такой группировке нет. Она обусловлена необходимостью развития тех или иных качеств и способностей каждым из индивидов. По этому же принципу образуются и этносы, состоящие из множества согласованных сообществ.

У каждой из указанных единиц – индивида, коллектива индивидов, сообщества и этноса – есть своя карма, то есть причинно-следственная зависимость между наработками в прошлых воплощениях и нынешней жизнью. Карма может быть преимущественно положительной или преимущественно отрицательной. В зависимости от этого, человек и народ, к которому он принадлежит, имеет те или иные условия для жизнедеятельности и обстоятельства бытия.

Таким образом, любое смутное время или же период правления царя-деспота или царя-безумца есть не что иное, как необходимость отработки отрицательной кармы целыми сообществами людей, если не всем народом.

Возвращаясь к фильму «Царь», необходимо сказать, что главная его коллизия заключается в поединке между царём Иваном и митрополитом Филиппом II (актёр – Олег Янковский), который, согласно авторам фильма, обличал преступления царя и опричников (гвардейцев царя), но в действительности мог быть одним из оппозиционных царю влиятельных лиц в государстве, стремившихся свергнуть Ивана IV и повернуть политику страны в иное русло.

Заметим, что опричнина была придумана и введена Иваном Грозным для обуздания удельной боярско-княжеской знати, противившейся централизации России и укреплению самодержавной царской власти.

Источник: © А. Ф. Рогалев. Литература, кино, жизнь. – Гомель: Велагор, 2017. Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.