Этнонимия (возникновение этнических наименований, типология этнонимов, историческое развитие)

15.03.2017 17:08

Этнонимом называется нарицательное имя, обозначающее любой этнос, а также племя, народность, нацию (Н. В. Подольская. Словарь русской ономастической терминологии. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1988. – С. 153).

1. Верхний и нижний информационные слои этнонима

Любой этноним (название народа) прежде всего указывает на народ, этнос. Это верхний информационный слой этнонима. В нём не содержится никакой характеристики обозначаемого.

Если ставится задача выяснить происхождение названия народа, первоначальную семантику этнонима, его этимологическое значение, исследователь вскрывает и анализирует нижний информационный слой этнического наименования.

2. Как возникает этноним?

Любому этнониму предшествует коллективное прозвание, то есть обозначение какой-то группы населения. Коллективное прозвание становится этнонимом, если его носители имеют этническое самосознание, свою этнопсихологическую доминанту, более или менее ярко выраженную этническую психологию, оригинальный образ мышления (менталитет). В противном случае коллективное прозвание не становится этнонимом в полном смысле этого слова и является обозначением не этноса, а всего лишь этнографической группы.

Например, коллективными прозваниями (не этнонимами!) являются обозначения казаки, поморы, однодворцы (последнее – применительно к категории государственных крестьян в России до 1866 года, которые были потомками служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южной границе государства).

Если казаки и поморы были настоящими этнографическими группами, то однодворцы относились, скорее, к социальной группе населения России. Иногда все такие группы – этнографические и социальные –  в составе этноса называют субэтносами.

Л. Н. Гумилёв даёт следующее определение субэтноса: этническая система, являющаяся элементом структуры этноса (Л. Н. Гумилёв. Этногенез и биосфера Земли).

Такие же наименования, как москвичи, воронежцы, минчане, киевляне, образованные от названия населённого пункта, считаются катойконимами. Греческий по происхождению термин катойконим в структурном отношении состоит из приставки со значением переходности, корня, означающего «обиталище, жилище», и слова оним – «имя»). Называть указанные наименования микроэтнонимами, как это иногда делается, неправомерно.

3. Что такое этникон?

Термин этникон используется при назывании местности, территории и народа (этноса), там живущего, одним именем. Такие номинации использовали древние исследователи. Их повторяют и современные историки древности (Н. В. Подольская, с. 153).

4. Виды этнонимов (по словарю Н. В. Подольской, с. 154).

Эндогенный этноним (автоэтноним) – самоназвание этноса.

Экзогенный этноним – название этноса, данное ему другим, обычно соседним этносом, но не используемое в качестве самоназвания. Например, наименования немцы, грузины и армяне используются русскими и восточными славянами в целом для обозначения соответственно народов Deutsche, картвели и айя.

Антропоэтноним – этноним, образованный от антропонима (например, радимичи – «потомки Радима», вятичи – «потомки Вятко»).

Ландшафтный этноним – этноним, образованный от ландшафтного географического термина (поляне, древляне, поморяне и т. п.).

Топоэтноним – этноним, образованный от топонима (бужане – от названия реки Буг, полочане – от названия реки Полоты, мазовшане – от названия области Мазовше, волыняне – от названия Волынь и т. п.).

Примечание. Приведённые примеры могут быть не этнонимами в полном смысле слова (см. выше), а коллективными обозначениями.

 

Развитие этнонимии, изложенное в работах  российского этнографа Я. В. Чеснова.

 

5. Закон ряда в этнонимии.

Закон ряда, сформулированный для топонимии В. А. Никоновым, действует и применительно к этнонимам. Суть его заключается в том, что названия не возникают в одиночку и обязательно соотнесены друг с другом. Исторически этнонимы возникали не сами по себе, изолированно, а выражали межэтнические связи между коллективами.

6. Наименования реликтовых групп и племён:

а) наименования по особенностям местности, природным особенностям и ресурсам;

б) наименования по тотему;

в) наименования по признаку «свои – чужие».

Я. В. Чеснов считает эти группы наименований не этнонимами, а предэтнонимами, и проецирует их в древность, в первобытный мир.

7. Этнонимы и хозяйственно-культурные типы.

На первых этапах развития отдельных этносов этнонимы возникали по хозяйственно-культурному типу и очень точно отображали либо ведущую отрасль хозяйства данного народа, либо связанный с ней образ жизни. К таким этнонимам относятся, например, наименования «морские люди», «оленные», «жители сопок», «береговые», «жители гор», «лесные люди» и другие.

В древности отдельные части складывавшихся народов часто различались по хозяйственно-культурному типу. В «Повести временных лет» упомянуты поляне в районе Киева и живущие по соседству древляне. Территория полян представляла собой хорошо освоенную местность с пахотными полями. Название древлян указывает на то, что они жили в лесной местности.

Этнонимы, образованные от названий пахотного орудия или поля, встречаются по всему земному миру. Значение «пахари» имел и этноним арии, который указывал на ведущий этнос пятой расы человечества.

8. Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания.

Понятия «человек», «люди» стали обозначаться в этнонимии позже обозначений хозяйственно-культурных типов. Первоначально понятия «человек», «люди» применялись только к соплеменникам. Представителей других этносов считали врагами.

Слово со значением «человек», часто образовывавшее этноним, могло иметь и другое значение – «мужчина». В эпоху военной демократии, когда резко возрастала социальная роль воина, появляются этнонимы со значениями «все мужчины (мужи)», «товарищи по оружию».

В эпоху феодализма народ мог получать название по имени феодала или правящей династии. Например, узбеки получили название по имени Узбека – золотоордынского хана XIV века.

Итак, историческая семантика этнонима отображает специфику жизни народа, его бытие в конкретную историческую эпоху.

Для лингвиста, историка, этнолога этнонимы – своеобразные документы, сродни первоисточнику, которые содержат необходимую информацию для понимания исторических реалий.

© Подготовил А. Ф. Рогалев.